Год туризма запомнится … повышением цен на туризм
Оценить состояние развития туристического рынка довольно сложно. С одной стороны, увеличивается его емкость (по данным статистики, количество туристических компаний и туристов постоянно растет). С другой стороны, почти нет качественных сдвигов, свидетельствующих об освоении новых технологий работы и реализации, системных мер по повышению качества обслуживания (корпоративного или клиентского).
Плюс ко всему — практически полное невнимание государства к проблемам туризма, даже, несмотря на то, что 2008-й в соответствии с указом Президента объявлен Годом туризма и курортов Украины.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Сначала — немного цифр. Если верить отчетности, в 2007 году украинские туристические предприятия обслужили 4,8 млн. туристов — это на 19% больше показателя 2006 года. В том числе 2,7 млн. клиентов (более половины от их общего числа) — это так называемые «внутренние туристы», то есть украинские граждане, изъявившие желание путешествовать по родным просторам.
По данным Администрации Госпогранслужбы, в 2007 году в Украину прибыло 23,1 млн. иностранцев. Это на 4,2 млн. больше, чем в 2006-м. Приятно отметить, что основной удельный вес увеличения въездного потока обеспечен благодаря туристам — то есть именно тем иностранцам, которые приехали в нашу страну с целью получения туристических услуг. Список стран-лидеров, давших наибольшее количество въездных туристов, остается неизменным: Россия, Польша, Молдова, Беларусь и Венгрия.
Объем выездного потока также увеличился (правда, всего на 3%) — до 17,3 млн. человек. Выходит, что в среднем каждый украинский гражданин (включая стариков и младенцев, а также заключенных) посещает заграницу 0,37 раза в год, или примерно один раз в три года. Украинцы активнее ездят в Польшу, Австрию, Турцию, Египет, Германию, Италию, Великобританию, Нидерланды, США, Израиль.
По официальной статистике (не факт, что это правда!), общая стоимость услуг, предоставленных предприятиями туристическо-рекреационной сферы, в 2007 году достигла 9,1 млрд. грн., в том числе 4,5 млрд. — доход туроператоров и турагентов, 2,7 млрд. заработали санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а 1,9 млрд. — выручка отельной индустрии.
УПРАВЛЕНИЕ
Туризм как сфера бизнеса переживает не лучшие времена. Причин несколько: повышение цен, визовая вакханалия отдельных консульств так называемых «цивилизованных» стран, отсутствие квалифицированных кадров, недостаточное финансирование программ продвижения национального туристического продукта, неэффективность механизма обеспечения безопасности туристов. Несмотря на то, что год туризма и курортов длится уже пятый месяц, наши власти даже не подошли к разрешению этих вопросов. Поэтому сделаем предварительный вывод: в чиновничьей среде не создана «критическая масса проблем», которая способствовала бы созданию механизма государственной поддержки развития туристического бизнеса. Некоторые «специалисты», тающие в сфере государственных финансов, иногда со страниц газет и журналов вопрошают — а зачем туристическому бизнесу вообще нужна государственная поддержка? Пусть себе работают как все — продают услуги, платят налоги...
Отвечаем. Во-первых, туристический бизнес приносит казне — при грамотной организации процесса — огромные деньги. В мире этот вид деятельности обеспечивает до 8% ВВП, а в некоторых странах — и 30-50%. В Украине же — не дотягивает и до 1% (если считать правильно, а не для «красивой цифири»). Во-вторых, туризм — особый вид деятельности, он связан с работой 60 отраслей: транспорт, страховки, питание, гостиницы, экскурсии и т.д. И если хотя бы одна из составляющих «не работает» — туризма не будет. А значит, не будет и рабочих мест для десятков тысяч людей. В-третьих, туризм как нельзя лучше способствует региональному развитию. Все знают о проблемах депрессивных населенных пунктов (а таких у нас — большинство).
Но проблему эту можно решить, если построить в поселке или селе мини-отель (а лучше — несколько) и озаботиться организацией хотя бы минимальных аттракции (к примеру, «запустить» конные прогулки или организовать какие-либо креативные соревнования — хотя бы по спортивному ориентированию или рыбалке). Есть в Хмельницкой области поселок Грицыв — это наглядный пример, как с помощью туризма из захудалого населенного пункта сделать любимое место тысяч украинцев, предпочитающих путешествовать по родным просторам.
РЫНОЧНАЯ СРЕДА
В туризме рыночная среда меняется чрезвычайно динамично. Компания, занимавшая в прошлом году первое место на том или ином направлении, в этом сезоне может спуститься на двадцатое. И наоборот: фирма-новичок, переманившая к себе двух-трех грамотных менеджеров, может с легкостью возглавить рейтинг направления, особенно если речь идет об экзотике.
Одна из доминирующих тенденций — продолжение «наплыва» российских туристических фирм. Освоившись в Крыму, начала активную деятельность в столице компания «Ориент». Собственные представительства открыли фирмы «Мульти-Тур» и «Алеан Тур». Все перечисленные компании — далеко не новички в турбизнесе — пришли на наш рынок в течение последних месяцев. Они делают ставку на развитие и международного, и внутреннего туризма, продают российский и украинский турпродукты.
Они также занимаются приемом в Украине российских туристов. Клиенту, конечно, выгодно: он может прямо в офисе выбрать направление поездки — Крым, Сочи, Анапа или Минеральные Воды. А вот украинским турфирмам, особенно небольшим, приходится несладко. И некоторые отечественные субъекты переориентируются либо на «массовку», либо на экзотику.
Довольно интересно будет развиваться ситуация на основных курортах. С одной стороны, тамошние места размещения снова подняли цены на проживание. Многие граждане еще не оправились от ценового шока первых месяцев этого года. Хотя, с другой стороны, туризм на традиционных массовых выездных направлениях тоже дорожает. К примеру, по нашим оценкам, самый дешевый пакет с проживанием в турецком пятизвездочном отеле на майские праздники будет стоить $960-980 (включая перелет). В прошлом году такая поездка обходилась в $700.
Иными словами, чтобы отдохнуть в Турции, семье из трех человек необходимо потратить не менее $4 тыс. (путевки плюс мелкие расходы). Заметьте: цены в туризме растут более высокими темпами, чем «среднестатистическая инфляция». Это объясняется многими факторами, в том числе и ростом туристического спроса...
ЕВРО-2012
Особая тема — подготовка к Евро-2012. Министерство культуры и туризма за целый год работы в этом направлении разродилось на маловразумительную программу, в которой наличествуют благие пожелания, однако нет ни цифр, ни прогнозов, ни плана мероприятий, ни сроков их исполнения. Говорят, пассивность туристического ведомства раздражает даже Президента. Поэтому весьма символично, что вопрос подготовки к Евро-2012 в конце апреля рассматривал Национальный совет по культуре и духовности при Президенте Украины.
Основных вопросов в этом контексте три: как активизировать развитие туристической инфраструктуры (особенно гостиничной индустрии), как организовать передвижение миллионов туристов по территории страны (напомним, наши железные дороги летом не успевают перевозить даже соотечественников, не говоря уже об иностранцах), и как подготовить тысячи гидов-экскурсоводов, знающих основные европейские языки?
Самый больной вопрос — гостиницы. Говорят, недавний визит инспекторов УЕФА выявил в нашей индустрии гостеприимства огромные «негаразды». Самая плачевная ситуация — в Донецке (где количество качественных гостиничных мест достигает всего 8% от нормативов УЕФА) и Днепропетровске.
В Донецке вообще особая ситуация. Если в Киеве, Одессе и Днепропетровске вопрос можно решить, пришвартовав в порту несколько круизных лайнеров и разместив на них несколько тысяч гостей (по такому пути пошли Афины во время Олимпиады-2004), то в Донецке можно только строить полноценные объекты. А местным владельцам гостиниц высокого уровня это не выгодно: появление новых объектов приведет к усилению конкуренции, что неизменно повлечет снижение цен и понижение рентабельности бизнеса. Да и с землей не все ясно: местная элита не горит желанием раздавать участки инвесторам со стороны.
Мало надежд на быстрое решение гостиничной проблемы и в Киеве. Говорят, инвесторы, которые хотят построить отель как раз в аккурат к Евро-2012, испытывают, мягко говоря, непонимание со стороны столичных чиновников. Власть не хочет давать участки «просто так», намекая на благодарность. Инвесторы (особенно иностранные) не понимают, почему нужно «башлять», если речь идет о строительстве объекта, без которого футбольный чемпионат не состоится. Власти совместно с чиновниками УЕФА уже рассматривают компромиссный вариант: чемпионат проводить с участием Польши и Украины, как и было, объявлено, однако на базе 5-6 польских городов и 2-3 украинских городов.
Причина кроется именно в неготовности гостиничной индустрии. Очень маловероятно, что в ближайшие два-три года количество гостиниц во всех сегментах вырастет в городах проведения чемпионата (правильно написать — в городах возможного проведения чемпионата) в два-три раза.
Комментарии отсутствуют
Оставить комментарий